?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 June 2012 @ 05:38 pm
"Петербургский аккорд-2012".  

Нынешний «Петербургский аккорд» поверг меня в глубокое изумление по целому ряду параметров.


Например, когда группа питерских журналистов подняла вопрос об аккредитации на мероприятие, «сверху» было заявлено, что аккредитации не предусмотрено. (В ГУПе, на базе которого фестиваль проводится в последнее время, - в отличие от ЛДМ, - довольно жесткая пропускная система; журналистское удостоверение здесь совсем не помощник) Иными словами, шла бы пресса куда подальше. Хлопоты от нее одни. В итоге, те, кого не отпугнул такой пассаж, пробирались на фестиваль всеми правдами и неправдами.

Впрочем, это, по большому счету, мелочи. Куда большей катастрофой стала, на мой сугубо пристрастный взгляд, конкурсная программа второго тура – слабейшая за всю историю фестиваля (я отслеживаю «ПА» с самого первого его «издания», датированного 1996 годом).

Если говорить об авторах, то, более-менее нестыдное выступление было всего лишь у четырех-пяти участников. Из одиннадцати выпущенных на сцену. Остальные пребывали в категории «Тихий ужас». Или около того.

Причем, ни в коем случае нельзя сказать, что имело место быть полное безрыбье: от Москвы и Петербурга прибыли интересные делегации. Но жюри первого тура умудрилось не расслышать «полного автора» Андрея Стрелкова и очень самобытного и точного композитора Елену Максимову (оба – Санкт-Петербург). А в довершении ко всему –  оставило за бортом москвичку Марию Кочеткову – пожалуй, сильнейшего из авторов, прошедших на «Петербургский аккорд-2012». Я далек от мысли, что имела место быть умышленная диверсия. Но эта ошибка, эта случайная глухота, имела достаточно неприятные последствия: конкурс, еще на самой первой стадии, лишился потенциального лауреата. На худой конец – дипломанта.

Места Кочетковой, Стрелкова и Максимовой, в итоге, достались посредственностям или откровенным графоманам («лебедь с черными ногами» - это нечто). Которые каким-то образом сумели просочиться через фильтр первого тура. Что печально. Может быть, что-то стоит подправить в консерватории. Либо в системе отбора, чтобы исключить возможность повторения подобных «косяков». Либо в принципах подбора членов жюри. Приглашать «жюрить» исходя не из громкости имен, а из способности мастера адекватно воспринять услышанное.

Если говорить о моем личном выборе, на втором туре мне более всего глянулись Игорь Иванченко (Кемерово) с песней «Чужие стихи» и Вера Маханькова (Москва). Послушал бы обоих «поглубже».

«Исполнительская ветвь» конкурса вызвала меньше негативных эмоций, но калибр моего непонимания остался примерно тем же. Если идеальный исполнитель, по мнению жюри первого тура, это человек (а еще лучше - дуэт), умеющий «приджазовать» или «приблюзовать» исходный материал, демонстрируя хорошее владение голосом/гитарой и при этом совершенно ничего не вкладывая в песню от себя лично (таковых набралось во втором туре больше половины) – при чем тут авторская песня? Это та самая, высмеянная еще Владимиром Ланцбергом, «идеальная аэродинамика» (в одно ухо влетело, в другое вылетело, ничего не осталось после), куда более близкая поп-музыке, нежели нашему жанру.

(При этом барьер первого тура не смогли преодолеть два самобытных и талантливых дуэта – «Ключевое слово» (Красноярск) и Юлия Сивакова – Ольга Васильева (Санкт-Петербург). Что я, пожалуй, восприму как закономерность: ибо работают они в эстетике, резко отличающейся от вышеизложенной.)

На общем гладком фоне соло-исполнителей Леша Ушаровский, все еще шероховатый и временами ученически-старательный, но живой и настоящий, смотрелся чуть ли не инопланетянином. Еще больше контрасту добавили великолепные Иван Ялынский с Михаилом Альтшуллером (дуэт «от А до Я»), наглядно показавшие, что профессиональная выучка музыканта, помноженная на талант, чувство стиля и невероятный юношеский драйв – это мощнейшая сила. «Контрабандисты», пожалуй, стали абсолютно лучшим номером субботнего конкурсного концерта. Если вручать ПЗС не им, то кому?

Что же до необычайно талантливых «Три в одном» - они вчера, как и всегда, были хороши и чудно спеты. Но к авторской песне как к жанру это имело крайне мало отношения. Это совсем другой вид искусства.

К сожалению, практически не сработала фишка фестиваля с добровольно-принудительной для исполнителей «песней петербургского автора» (перечень рекомендованных имен – тема для отдельного разговора). Если до самых недавних пор конкурсанты относились к заданию творчески, то в этот раз меня не покидало стойкое ощущение, что исполнители выбирали материал буквально для галочки (исключения – те же Ушаровский, «от А до Я» и «3 в 1»). Дескать, ладно уж. Надо - так надо. Споем как-нибудь. А уж на родном репертуаре потом отыграемся...

Подводя итог, скажу: мне очень жаль, что «Петербургский аккорд», задуманный как квинтэссенция всего самого лучшего, что есть в сегодняшней АП (я очень хорошо помню, как здорово все начиналось), превратился сегодня в «гимн посредственности». И, по моим наблюдениям, произошло это не по объективным, а все-таки по субъективным причинам.



 
 
 
Zypalexkrm on June 10th, 2012 02:38 pm (UTC)
Вот, кстати, вопрос: а какие цели преследует жюри, выбирая тех или иных в качестве лауреатов? Кто-либо отслеживал, как эти представления изменялись?
И кстати - об отношении к композиторам.
vsevedvseved on June 10th, 2012 04:08 pm (UTC)
Цели мне неясны. Если честно, у меня были вопросы по награждению (пусть и небольшие) даже на первом "ПА".
srubashkasrubashka on June 10th, 2012 06:26 pm (UTC)
Привет, Лешка! Очень приятно прочитать твой отзыв об Ушарике. :)

И, кстати, а к какому жанру ты бы отнес «3 в 1»?
vsevedvseved on June 10th, 2012 06:48 pm (UTC)
Вокальная музыка. Что-то такое.
(no subject) - srubashka on June 11th, 2012 10:49 am (UTC) (Expand)
bojkotbojkot on June 10th, 2012 06:30 pm (UTC)
На "Аккорд" знакомые карагандинские казахи-исполнители собирались всех побеждать. Были казахи?
bojkotbojkot on June 10th, 2012 06:32 pm (UTC)
И, по-моему, он не сегодня превратился в гимн посредственности. Я, правда, лицезрела только один раз, но и десять лет назад там уже достаточно было черноногих лебедей.
(no subject) - vseved on June 10th, 2012 06:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 10th, 2012 06:47 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - bojkot on June 10th, 2012 07:05 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - jumajuma on June 13th, 2012 06:44 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bojkot on June 13th, 2012 08:28 am (UTC) (Expand)
бывший временамиu_grin on June 11th, 2012 10:57 am (UTC)
Как известно, все жюри, на всех конкурсах, всегда и во всем жюрят неправильно))) Петаккорд не исключение
vsevedvseved on June 11th, 2012 11:34 am (UTC)
:)
Не скажи.
Тем более, повторюсь, на предыдущих "ПА", в общем и целом, работа жюри была хоть и не бесспорной, но относительно адекватной.
(no subject) - u_grin on June 11th, 2012 12:45 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 11th, 2012 01:54 pm (UTC) (Expand)
makeeva on June 11th, 2012 05:49 pm (UTC)
Закономерное явление, увы. Ибо честно искать таланты, но при этом предусмотрительно бдить истоки - сложненько. И процесс этот начинается еще до СПБ, "на местах".
Впрочем, с ПА все было ясно еще после прошлого ... прости господи, лауреатства :-)
vsevedvseved on June 11th, 2012 05:54 pm (UTC)
:)
Нынешнее лауреатство по авторам - ИМХО, вообще за гранью.
(no subject) - makeeva on June 11th, 2012 06:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - _ket on June 12th, 2012 04:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - _ket on June 12th, 2012 04:40 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 12th, 2012 08:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - usharik on June 12th, 2012 09:48 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 12th, 2012 12:34 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - _ket on June 12th, 2012 12:32 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 12th, 2012 12:35 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - _ket on June 12th, 2012 01:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 12th, 2012 01:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - _ket on June 14th, 2012 07:51 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 14th, 2012 10:23 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 12th, 2012 01:11 pm (UTC) (Expand)
Катерина_ket on June 12th, 2012 04:41 am (UTC)
Ты на заключительном был?
vsevedvseved on June 12th, 2012 08:54 am (UTC)
Нет. Ибо, смысл?
За результатами в формате онлайн следил на форуме ЦАП.
dmitry kolomenskykolomensky on June 13th, 2012 06:58 am (UTC)
Леша, справедливости ради надо сказать, что ноги у лебедя, по версии автора, были белые. Но от этого, кажется, еще хуже.
vsevedvseved on June 13th, 2012 08:15 am (UTC)
У меня записано "черный лебедь с черными ногами". Может, это лебедь-хамелеон?????
(no subject) - kolomensky on June 13th, 2012 08:22 am (UTC) (Expand)
(no subject) - vseved on June 13th, 2012 08:26 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bojkot on June 13th, 2012 08:30 am (UTC) (Expand)
(no subject) - kolomensky on June 13th, 2012 08:45 am (UTC) (Expand)
(no subject) - bojkot on June 13th, 2012 08:59 am (UTC) (Expand)
doctor_ku on June 13th, 2012 05:10 pm (UTC)
Наш ответ "Чемберлену"
Уважаемый vseved!
Судя по Вашему нику, Вы владелец правды в последней инстанции. Но Вы не путайте фигурное катание и авторскую песню, которую в отличие от процветающего в России фигурного катания в муках умерла на "Петаккорде" в нынешнем году.
Конечно не согласиться с Вами нельзя: во второй тур не вышел наиболее сильный состав. Кроме Марии Кочетковой не вышел потрясающий автор из Приволжского региона - Сергей Приползин, который неоднакратно словом и нотой подтверждал свой талант и самобытность, становясь лучшим автором на фестивалях всероссийского масштаба с очень сильным составом жюри и конкурсантов. Откровенно слабые авторы (некотрые из которых даже не выходили в основной тур на менее "значительных" конкурсных программах), вышедшие во второй тур, поначалу могли быть расценены как "пушечное мясо", которые своим выступлением имели цель поднять ценность выступления других, чуть менее слабых авторов. А на вскидку-то оказалось, что ВСЕ СОВСЕМ НАОБОРОТ!!!
Хотя ничего удивительного и неожиданного не произошло, особенно если внимательно читать содержимое графы "Регион" напротив фамилий некоторых фаворитов.
Что касается исполнителей, то Вы правы в одном: их отделение не было таким же "тухлым", как авторское. Я конечно не специалист по фигурному катанию, но слабых исполнителей от сильных отличить смогу, равно как и публика (если эта публика воспитана на настоящем искустве, а не на суррогате). Солисты-исполнители конечно, получившие дипломы, безусловно очень талантливы и по-своему оригинальны, но к сожалению не выдающиеся. Сейчас очень вырос исполнительский уровень в целом и уровень владения гитарой даже за последние 10 лет, и уж конечно будет странно сравнивать их с исолнителями 20-30 летней давности. Но даже на конкурсном концерте были гораздо более оригинальные и красиво исполненные номера, к которым Ваша "идеальная аэродинамика" не подходит никаким боком!!! Я не знаю, что вы подразумеваете под "вкладыванием своего" в песню, но думаю этот вклад может оценить лишь человек, который хоть иногда берет в руги гитару и выходит с ней на сцену. (Это как в старом анекдоте: "я не гинеколог, но посмотреть могу").
Ну и конечно абсолютно недальновидным организаторским ходом было объединение ансамблей и исполнителей в единую номинацию (впрочем как полных авторов с композиторами). В результате чего само собой разумеется то, что спетые ансамбли смотрятся на сцене всегда более выигрышно, чем исполнители одиночки.
А дуэт для фортепьяно с контрабасом безусловно был на высоте - ребята профессионально занимаются любимым делом. Но, повторяя сказанные Вами ранее слова: "При чем тут авторская песня"??? Это, батенька, шоу, профессионально выстроенное, срежессированное и исполненное. Поэтому я уверен, что зрительские симпатии были на стороне ребят. Однако фальшивых вокальных нот я (да и не я один), простите, не замечать не могу.

Конечно эту тему можно муссировать до бесконечности, но резюме всего выше сказанного следующее:
1. Как не прескобно, но авторская песня вымирает силами организаторов и отдельных членов жюри (а про жюри можно говорить отдельно и ОЧЕНЬ долго. Иногда так и хочется заговорить словами Чацкого).
2. Весь фестиваль и конкретно работа жюри (особенно авторского) - ФАРС.
3. Я не буду рекомендовать своим знакомым бардам участвовать в конкурсной программе фестиваля в 2014 году (если он все-таки состоится).
4. Положительное впечатление от фестиваля все-таки колоссальное, и создано оно общением с друзьями - новыми и старыми, прогулками по Питеру и ночными посиделками.

P. S. Мафия шоубизнеса бессмерна

Edited at 2012-06-13 05:11 pm (UTC)
vsevedvseved on June 13th, 2012 08:11 pm (UTC)
Re: Наш ответ "Чемберлену"
Вы так уверены, что фигурное катание в России процветает?????
doctor_ku on June 19th, 2012 05:14 pm (UTC)
Чкстно сказать, расчитывал на ответ. Признаюсь, ничего не понимаю в фигурном катании, но я его и не берусь коментировать

Edited at 2012-06-19 05:14 pm (UTC)