vseved (vseved) wrote,
vseved
vseved

"Петербургский аккорд-2012".

Нынешний «Петербургский аккорд» поверг меня в глубокое изумление по целому ряду параметров.


Например, когда группа питерских журналистов подняла вопрос об аккредитации на мероприятие, «сверху» было заявлено, что аккредитации не предусмотрено. (В ГУПе, на базе которого фестиваль проводится в последнее время, - в отличие от ЛДМ, - довольно жесткая пропускная система; журналистское удостоверение здесь совсем не помощник) Иными словами, шла бы пресса куда подальше. Хлопоты от нее одни. В итоге, те, кого не отпугнул такой пассаж, пробирались на фестиваль всеми правдами и неправдами.

Впрочем, это, по большому счету, мелочи. Куда большей катастрофой стала, на мой сугубо пристрастный взгляд, конкурсная программа второго тура – слабейшая за всю историю фестиваля (я отслеживаю «ПА» с самого первого его «издания», датированного 1996 годом).

Если говорить об авторах, то, более-менее нестыдное выступление было всего лишь у четырех-пяти участников. Из одиннадцати выпущенных на сцену. Остальные пребывали в категории «Тихий ужас». Или около того.

Причем, ни в коем случае нельзя сказать, что имело место быть полное безрыбье: от Москвы и Петербурга прибыли интересные делегации. Но жюри первого тура умудрилось не расслышать «полного автора» Андрея Стрелкова и очень самобытного и точного композитора Елену Максимову (оба – Санкт-Петербург). А в довершении ко всему –  оставило за бортом москвичку Марию Кочеткову – пожалуй, сильнейшего из авторов, прошедших на «Петербургский аккорд-2012». Я далек от мысли, что имела место быть умышленная диверсия. Но эта ошибка, эта случайная глухота, имела достаточно неприятные последствия: конкурс, еще на самой первой стадии, лишился потенциального лауреата. На худой конец – дипломанта.

Места Кочетковой, Стрелкова и Максимовой, в итоге, достались посредственностям или откровенным графоманам («лебедь с черными ногами» - это нечто). Которые каким-то образом сумели просочиться через фильтр первого тура. Что печально. Может быть, что-то стоит подправить в консерватории. Либо в системе отбора, чтобы исключить возможность повторения подобных «косяков». Либо в принципах подбора членов жюри. Приглашать «жюрить» исходя не из громкости имен, а из способности мастера адекватно воспринять услышанное.

Если говорить о моем личном выборе, на втором туре мне более всего глянулись Игорь Иванченко (Кемерово) с песней «Чужие стихи» и Вера Маханькова (Москва). Послушал бы обоих «поглубже».

«Исполнительская ветвь» конкурса вызвала меньше негативных эмоций, но калибр моего непонимания остался примерно тем же. Если идеальный исполнитель, по мнению жюри первого тура, это человек (а еще лучше - дуэт), умеющий «приджазовать» или «приблюзовать» исходный материал, демонстрируя хорошее владение голосом/гитарой и при этом совершенно ничего не вкладывая в песню от себя лично (таковых набралось во втором туре больше половины) – при чем тут авторская песня? Это та самая, высмеянная еще Владимиром Ланцбергом, «идеальная аэродинамика» (в одно ухо влетело, в другое вылетело, ничего не осталось после), куда более близкая поп-музыке, нежели нашему жанру.

(При этом барьер первого тура не смогли преодолеть два самобытных и талантливых дуэта – «Ключевое слово» (Красноярск) и Юлия Сивакова – Ольга Васильева (Санкт-Петербург). Что я, пожалуй, восприму как закономерность: ибо работают они в эстетике, резко отличающейся от вышеизложенной.)

На общем гладком фоне соло-исполнителей Леша Ушаровский, все еще шероховатый и временами ученически-старательный, но живой и настоящий, смотрелся чуть ли не инопланетянином. Еще больше контрасту добавили великолепные Иван Ялынский с Михаилом Альтшуллером (дуэт «от А до Я»), наглядно показавшие, что профессиональная выучка музыканта, помноженная на талант, чувство стиля и невероятный юношеский драйв – это мощнейшая сила. «Контрабандисты», пожалуй, стали абсолютно лучшим номером субботнего конкурсного концерта. Если вручать ПЗС не им, то кому?

Что же до необычайно талантливых «Три в одном» - они вчера, как и всегда, были хороши и чудно спеты. Но к авторской песне как к жанру это имело крайне мало отношения. Это совсем другой вид искусства.

К сожалению, практически не сработала фишка фестиваля с добровольно-принудительной для исполнителей «песней петербургского автора» (перечень рекомендованных имен – тема для отдельного разговора). Если до самых недавних пор конкурсанты относились к заданию творчески, то в этот раз меня не покидало стойкое ощущение, что исполнители выбирали материал буквально для галочки (исключения – те же Ушаровский, «от А до Я» и «3 в 1»). Дескать, ладно уж. Надо - так надо. Споем как-нибудь. А уж на родном репертуаре потом отыграемся...

Подводя итог, скажу: мне очень жаль, что «Петербургский аккорд», задуманный как квинтэссенция всего самого лучшего, что есть в сегодняшней АП (я очень хорошо помню, как здорово все начиналось), превратился сегодня в «гимн посредственности». И, по моим наблюдениям, произошло это не по объективным, а все-таки по субъективным причинам.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments